Советы родителям - Логопеды, Дефектолог, психолог в Самаре

Перейти к контенту


Родителям

Главным условием достижения желаемых результатов является сотрудничество логопеда и родителей, т. к. логопед занимается с ребёнком 2-3 раза в неделю и даёт лишь базисные знания и умения, а родители залепляют полученные навыки в повседневной речи.
На основе проведенного речевого обследования для каждого ребёнка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Логопедическое занятие длится в среднем 40 - 45 минут плюс время на запись домашнего задания и объяснение методических приёмов родителям.

Каждое занятие по коррекции звукопроизношения , как правило, включает:
1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
2. Развитие дыхательных функций и речевого дыхания.
3. Развитие речевой моторики. При необходимости нормализация мышечного тонуса.
4. Развитие элементарных произносительных навыков, введение их в разговорную речь.
5. Развитие понимания обращённой речи.
6. Развитие активной речи.
7. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающегося, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков. Создание ситуации успеха.
Если занятия проходят у вас дома необходимо приготовить: рабочее место – стол и два стула, большое зеркало, чистый текстильный носовой платок и тетрадь для записи домашних заданий (рекомендаций).
Часто родители берутся сами исправлять произношение своего ребёнка. Однако постоянные приставания «скажи рак», как правило, не приносят результатов. И это в лучшем случае. А в худшем – ребёнок, стараясь угодить родителям, пытается произнести требуемые звук. Но поскольку артикуляционные мышцы еще не готовы и фонематический слух не до конца сформирован, звук получается искаженным (например, гортанное произношение звука Р, которое в дальнейшем очень сложно исправляется). Поэтому, если у ребёнка нарушено произношение звуков, не стоит пытаться исправить их самостоятельно, а лучше обратиться за помощью к специалисту.

Советы родителям
Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.
Проговаривайте все свои действия: "Сейчас мы с Дашей пойдём гулять. Сначала наденем шапку, шубу, сапоги".
Не "сюсюкайтесь" с ребенком. Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
Отвечайте на все вопросы маленького "почемучки", какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.
Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе.
Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия!

Этапы речевого развития ребёнка
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
В 1 год появляются «лепетные» слова (би-би, ав). Ребёнок понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму»).
1-1,5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1,5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
К 2 годам в речи ребёнка появляется фраза. Словарный запас достигает 50 слов. Понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («зайди в комнату и принеси мячик»).
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2,5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Что такое нарушения речи?
Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Вопреки расхожему мнению, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков.

Каким бывает недоразвитие речи?
Задержка речевого развития – замедление темпа развития речи, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту.
В идеале к двум годам у ребёнка уже приличный словарный запас (от 100 до 300 слов), он активно строит предложения из двух–четырёх слов, употребляет прилагательные, наречия, рассказывает стихи, задаёт вопросы. С двух-, а тем более с трёхлетним ребёнком уже есть о чём поговорить! Но иногда ребёнок в два года практически не говорит предложениями, речевая активность его снижена, словарный запас ограничен звукоподражательными, лепетными словами. Иногда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал.
Фонетическое недоразвитие речи , т.е. нарушение произношения одного или нескольких звуков

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Очень часто дети с ОНР начинают позже говорить — к трём, четырём, а в особо тяжёлых случаях и только к пяти годам. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи — фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов (ребёнок переставляет слоги, сокращает их — «коломо» вместо «молоко», «титики» вместо «часики», «тика» вместо «бабушка»), неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать и даже до 20 звуков!). Дети с ОНР с трудом усваивают грамматические нормы языка, в старшем возрасте медленно осваивают чтение, письмо, находятся в группе риска по дисграфии и дислексии.

Распространенные речевые нарушения.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Различают моторные, а также сенсорные алалии.

Как обстоят дела со звуками речи
Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда.

Достаточен ли запас слов
По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас. Ему трудно найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, продукты, цветы), сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая), действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся), синонимы, антонимы. При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь ребёнка.

Усвоены ли грамматические нормы языка
Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования.

Владеет ли ребенок связной речью
Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).
Сотрудничество логопеда с родителями является обязательным условием коррекционной работы. Логопед даёт базисные знания, умения и произносительные навыки, которые необходимо системного закрепления. Ваше активное участие в коррекционной работе поможет добиться хороших результатов.

Фонематический слух , что это такое.
Фонематический слух позволяет различать звуки языка, в норме развивается к 2 годам. К этому возрасту ребёнок может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка). Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребёнок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает своё произношение под нормальное звучание речи. Ребёнок не чётко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребёнка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический стой речи. И конечно, все эти проблемы отразятся на письменной речи.

Технологии в  практике педагога-психолога:  
Психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, коррекционно-развивающая деятельность, консультативная деятельность.
Занятия проходят в игровой форме, строятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка и зависят от возрастного критерия, учитывая ведущий вид деятельности данного возраста (1-3 ранней возраст – предметно-манипулятивная деятельность; 3-7 дошкольный возраст – игровая деятельность; и школьный возраст – учебная деятельность). Непосредственно на занятиях работа осуществляется по развитию высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Так же над всесторонним сенсорным развитием и оптимизацией психомоторного развития детей, проводится работа по развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук, с использованием кинезиологических упражнений для синхронизации работы полушарий голов¬ного мозг. Осуществляется работа по эмоциональной адаптации, гармонизации психо-эмоционального состояния, применяются приёмы по снятию агрессивности, тревожности, гиперактивности. Проводиться работа по установлению детско-родительских отношений, работа с эмоциями. С большим интересом дети работают с кинетическим и разноцветным кварцевым песком, красками, сенсорными контейнерами, пластилином, фольгой, тестом и многим другим.

Специфика деятельности учителя-дефектолога
Дефектолог работает с задержкой психического развития, педагогической запущенностью, умственной отсталостью; проводиться психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (по методике Е. А. Стребелевой).
После диагностики проводится консультация родителей по итогам обследования. Даются четкие рекомендации по развитию ребенка, в том числе организации педагогического процесса в домашних условиях.
В основе индивидуальных занятий лежит работа по сенсомоторному развитию, ознакомлению окружающего мира, знакомству с элементарными математическими представлениями, коррекции высших психических функций: восприятие, внимание, память, мышление и речь. На занятиях используются современное методическое пособие, а так же пособия изготовленное своими руками, что, не мало, важно для работы с детьми дома, без больших затрат. Применяются приемы сказкотерапии, игротерапии, телесной терапии и арт-терапии. После занятий даются разъяснения родителям (няням) по структуре занятия и отработке новых навыков и знаний дома.
??????.???????
© 2012-2019 Логопед на дом в Самаре. Услуги логопеда.
Назад к содержимому